mailru-domaintiM95Hz2vzl7tq00.html
статья
Треугольник Карпмана или в какие игры играют клиенты.
Треугольник Карпмана или в какие игры играют клиенты.

Стивен Карпман — врач, который на базе работ Эрика Берна разработал свою концепцию игр, в которые играют люди при взаимодействии друг с другом.

Он назвал ее треугольником сочувствия или драматическим треугольником, затем ее стали называть треугольником Картмана.

Суть ее в том, что люди образуют треугольные взаимодействия друг с другом, выполняя роли участников треугольника: Ж-жертва, С-спасатель, П-преследователь.

В своей книге «Жизнь, свободная от игр» он детально разбирает сценарии игр и то, как люди в них попадают.

Открыл он данную концепцию из наблюдения за игроками спортивных игр баскетбола и футбола.

Игра ничанается с «крючка», который каждый участник стремится зацепить другого участника за слабое место, снующая фаза «клев» в виде ответной реакции и далее все заканчивается «возмущением» и в конечном итоге «расплатой».

Драма в треугольнике начинается тогда, когда один из игроков неожиданно переключает свою роль. И так происходит много раз.

Почему я кратко описала суть треугольника. Потому, как люди помогающих профессий в начале своей работы часто попадают на крючок игры в работе с клиентами.

И делают они подобный трюк с нами не из-за того, что сознательно хотят играть, а потому, как в них начинают работать защитные механизмы на пути к изменениям и достижениям результатов. Так уж устроена психика, которая одновременно стремиться к изменению и сохранению статуса КВО.

Если не знать, как отстаивать границы, не иметь представления об истинных мотивах людей, особенностей строения мыслительных процессов, то можно угодить в игру, после которой наступит «расплата» от такой «совместной работы».

Как не попадать на крючок игр с клиентами.
Выше я писала о том, как эксперты могут попадать в игру драматического треугольника.

Напомню, что цель каждого участника треугольника—это бить по слабым местам. Конечно, это бессознательная цель.

Так вот у многих экспертов слабыми местами выступают:
1. Неуверенность в том, что могут дать результат.
2. Нет четких границ в правилах работы.
3. Не определены зоны ответственности. За что отвечает коуч, эксперт, наставник, а за что клиент.
4. Нет правил о том, как и в каком формате проходит работа.
5. Нет четкого представления о том, какими методиками и техниками эксперт будет помогать своему клиенту. Что-то неосознанно получается.
6. Не умеют говорить «нет». Тут вариативность огромная.
7. Боятся потерять или расстроить клиента.
8. Боятся быть в глазах клиента «нехорошим» специалистом.
9. Не разбираются в своих ощущениях и тем, чем они вызваны.
10. Нет правил по каким причинам работа может быть закончена с каждой стороны.

Это список можно долго продолжать.

Чтобы укрепиться в своих профессиональных границах необходимо учиться, обращаться к коллегам, посещать супервизии и менторинги, программы с более опытными специалистами, делать выводы после каждой проведенной работы с клиентом на предмет, что получилось хорошо, а где необходимо усилить, развиваться не только в своей экспертной позиции, но и осваивать soft skills.
Автор
Маргарита Крючкова, коуч, бизнес психолог, организационный консультант.

Подпишитесь, чтобы получать больше полезной информации
Контакты

Made on
Tilda