mailru-domaintiM95Hz2vzl7tq00.html
Бриколаж и бриколеры.
Стратегия "взлетаем с тем, что есть по-новому".
На лекции у Гри Ознес узнала о таком феномене, как бриколаж.
ГРИ ОЗНЕС - доктор философии. Университет Осло. Магистр наук, HEC/INSEAD. Клинически подготовленный психотерапевт, канд. психол. наук университета Осло.

Меня заинтересовало это явление, ведь в коучинге с предпринимателями именно это и происходит.

С аквалангом погрузилась в тему.

Термины «бриколаж» и «бриколер» были введены в науку французским антропологом Леви ­Строссом К. Исследуя культуры неписьменных народов, он обнаружил, что пред­ставители данных культур решают стоящие перед ними ор­ганизационно ­технические задачи путем, отличным от при­нятого в современном ему и нам обществе.

Бриколер вырабатывает решение проблемы, исходя из до­ступных ресурсов и подручных средств, в рамках быстрого экспериментирования, поиска новых, часто необычных спо­собов использования подручных, часто не имеющих высо­кой ценности, материалов, необычных их сочетаний и ком­бинаций. На предпринимательском языке «из говна и палок» в хорошем смысле), только с особого рода использования мозгов.

Для бриколажа независимо от об­ласти его использования характерны: экспериментирование и «создание путем делания» (making do), без особо тщательного продумывания и проектирования, «думание руками», а также использование ресурсов в необычных сочетаниях, не по их общепринятому назначению, адаптация име­ющихся ресурсов к возможным решениям.

Ограничения здесь—источник новых возможностей.
Незнание— мотив действовать.

Ограниченность—это практически основное условие предпринимательства, где фундамент—способность творчески находить решение и работать с ограничениями.

Есть важная предпринимательская черта—это возможность создавать новое без большого привлечения инвестиций. Я про MVP того, что станет успешным и прибыльным. Многие не создают ничего нового, они перебирают то, что уже есть. Это не создание, это новая форма старого.
Сейчас время, когда старое не работает, прошлые стратегии неэффективны, а мир непредсказуем.

Как говорят футурологи-Мир shiva.

Так вот способность мыслить в стиле бриколаж актуальна. Бриколаж базируется не на известных методах, моделях и техниках, а на специфическом взгляде на мир, определенных установках, складе ума, под­ходе.

Бриколаж вплетен в культуру ценностей, способы мышления, установки. Проблема в том, что люди пытаются создать новое решение, опираясь на старые установки и социальные шаблоны.

Приведу пример. Собственник бизнеса решает открыть мебельную фабрику. С «нуля» создать собственное производство. По их исследованиям была невысокая конкуренция. Идея в том, чтобы привлечь итальянских дизайнеров, установить невысокие цены и продавать на большие объемы. Все бы хорошо, но они не учли, что давно есть производители из Китая, чьи цены ниже, что они не способны продавать новые коллекции, так как у них была другая целевая аудитория. Много чего еще они не учли. Они сделали ставку на детализацию планов, что помогло привлечь инвестиции. Спустя год компания терпит убытки. Они погружены в операционнку, что не позволяет подумать о том, где изначально ошибка и что исправлять.

Спустя 6 лет тушения пожаров, приходит еще одна сложность—оборудование становится старым. Собственник не развил за это время способность гибко мыслить, эксперименты в условиях ограниченности не менялись, все было по принципу тестирования гипотез придуманных одними и теми же людьми и методами. В итоге никому ненужная мебель на 120 млн. руб. и 200 млн. кредитных обязательств.

Команда мыслила привычными установками экспериментов, верила в грандиозность идеи. Привычка детализировать планы помогла поверить в уменьшение рисков, так получилось привлечь инвестиции, но снизило ощущение к риску и способность учитывать его.

Факап этого случая в том, что идеи были изначально созданы людьми с определенными привычками мыслить, способностью тоннельно видеть.

Команда представляла сеть людей по схожему способу мыслить. Их ценности, привычки принимать решения и придумывать идеи сложились в культуру, где важно проанализировать рынок, сделать «как у Итальянцев», но по цене для России, детализировать план, продать как-то первую партию, привлечь инвестиции и масштабироваться. Было много упущенных вопросов, которые люди не привыкли рассматривать и над ними думать, так как их им никто не задавал.

Бриколер– предприниматель, который создает нечто из практически ничего, творчески используя разнообразные ресурсы в новых контекстах. Для этого нужно увидеть свои стратегии мышления, поведения, опыт, заметить привычный паттерн повторения. Задаваться нестандартными вопросами, а это значит их необходимо услышать не из своей реальности.

Бриколажная логика, по мысли Клода Леви-Строса, действует как калейдоскоп, составляя новое образное единство и целостность на основе обломков прежнего опыта.

На коучинге мы с клиентами развиваем навык гибкого креативного мышления. Например, на днях собственник бизнеса перестраивал свою стратегию бизнеса с использованием конструктора LEGO. Игровая форма сессии сняла напряжение от проблем, которые камнем ощущались в теле, включила интерес и творчество. Вначале я спросила, что он хочет построить. Он сказал, что толком не знает, так как перед ним какая-то куча деталей. Но когда у него возникла идея, то вход пошло все, даже бумага и ключи от машины, которые лежали на столе. Как итог ему удалось найти решение задачи, которая несколько месяцев не давала спокойно спать. Детали стали олицетворением того, что есть под рукой в бизнесе и каждая сложность, которая ограничивала стала трамплином для роста и нахождения лучших решений.
Автор
Маргарита Крючкова, коуч, бизнес психолог, организационный консультант.

Подпишитесь, чтобы получать больше полезной информации
Контакты

Made on
Tilda